Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Фрагменты Российской истории / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Деволан (de Wollant) Франц Павлович (Франц-Павел Де Воллан, Де-Волант, Сент-Деволан)
(1752—1818)

Деволан (de Wollant) Франц Павлович (Франц-Павел Де Воллан, Де-Волант, Сент-Деволан) (1752—1818)

Военный инженер. Первый архитектор Одессы, Новочеркасска, Тирасполя и других городов, строитель первого чугунного моста в Петербурге, глава Ведомства путей сообщения, первый русский гидротехник, создавший самую большую водную систему в Европе, связавшую Петербург с Волгой и Белым морем.

По происхождению брабантский дворянин, родился в Антверпене. Молодые годы провёл в голландских селениях в Северной Америке, где впервые ознакомился с военно-инженерным делом: принимал участие в постройке укреплений и сражался с англичанами. С 1779 Деволан служил в Голландской Гвиане и занимался топографическими исследованиями и составлением карт. В 1784 участвовал в составлении атласа юго-восточной части Голландии. В марте 1786 вышел в отставку.

По протекции российского посла в Гааге Колычева вступил в русскую службу инженер-майором 30 октября 1787. В 1788, во время русско-шведской войны, в составе флота адмирала Грейга участвовал в Готландском сражении. В конце того же года был отправлен был в Таврический край в армию Потёмкина.

На южных границах России Деволан сначала состоял в распоряжении Комитета строения города и порта Николаева. Приняв в звании первого инженера армии участие кампании против турок, он находился при осаде и взятии Каушан, Паланки, Аккермана и Бендер, был при осаде Килии, штурме Измаила и других крепостей на Дунае, а также в сражениях при Бабадаге, Браилове и Мачине. 25 марта 1791 он был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени. Тогда же он был награждён орденом св. Владимира 4-й степени.

В 1792 Деволан занимался укреплением городов и крепостей на побережьях Азовского и Чёрного морей. В следующем году был утверждён в должности первого инженера Южной армии Суворова. В 1794 находился при той же армии в Польше при подавлении восстания Костюшко; за отличие произведён в полковники и награждён орденом св. Владимира 3-й степени.

В звании старшего инженера, в 1795 он управлял постройкой крепости Фанагории, порта Ахтиар, Кинбурнской и Тираспольской крепостей, а также руководил основанием Перекопа, Овидиополя, Григориополя, Вознесенска и составлял планы большей части вновь строившихся тогда в России городов (Николаева, Новочеркасска).

Около адмиралу де Рибасу и инженер-полковнику Деволану было предписано осмотреть берега устья Днепра и Чёрного моря, измерить существующие рейды и заливы и избрать удобное место для порта. Таким пунктом была избрана крепость Гаджибей, недавно отвоеванная у турок. По приказанию Екатерины в 1794 она была названа городом, и в ней повелено было устроить военную гавань с купеческою пристанью. Для производства всех построек, была учреждена «канцелярия строений города и порта Гаджибейского», директором которой состоял Деволан. Под его руководством работы в 1796 были окончены. Город был назван Одессой, а Деволан получил орден св. Владимира 2-й степени.

В 1796 Деволан переехал в Санкт-Петербург. 24 июля 1797 он был произведён в генерал-майоры. Тем не менее, военно-инженерная карьера Деволана окончилась 6 октября 1798 увольнением от службы, и на некоторое время он уехал за границу. В 1799 при образовании Департамента водяных коммуникаций, о нем снова вспомнили и 25 августа 1799 Деволан вошёл в состав членов этого департамента. Он представил план обходных каналов Онежского и Ладожского озер. За эти труды Деволан 18 февраля 1800 был производен в генерал-лейтенанты.

Деволану принадлежит также проект и постройка Тихвинской водной системы, оконченной в 1811, проект соединения каналом Онежского озера с Белым морем и проект канала между Шексной и Северной Двиной для судоходного сообщения между Архангельском и Санкт-Петербургом. В 1804 он принимал участие в постройке Таганрогского порта и разных сооружений по Куме, Тереку, Манычу и Старому каналу для соединения Волги с Доном.

При новом образовании управления его определили в корпус инженеров путей сообщения генерал-инспектором и членом совета, а 6 сентября 1810 инженер-генералом этого корпуса. В 1812 последовал Высочайший указ об отозвании в действующую армию главноуправляющего путями сообщений принца Георгия Ольденбургского, обязанности которого были возложены на генерал-лейтенанта Деволана.

В 1816 был учрежден особый Комитет о построении и содержании больших дорог в Империи под председательством графа Аракчеева. Комитет занялся вопросом о сооружении в России, по заграничному примеру, насыпных каменных шоссе, причем было постановлено впервые применить такой способ к шоссе от Москвы до Петербурга. Некоторые участки дорог были в чрезвычайно в дурном, положении; например, между Тверью и Москвой они оказались почти в беспроездном состоянии, а вблизи Петербурга нередко совсем затоплялись. Энергии Деволана представлялось широкое поле деятельности. По его ходатайству, в 1816 управление путей сообщения было переведено из Твери в Петербург; для усиления работ на сухопутных дорогах в том же году были учреждены рабочие бригады, после чего деятельность управления по устройству и улучшению шоссе значительно развилась.

Франц Павлович Деволан скончался 30 ноября 1818 и был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом лютеранском кладбище.


Приднестровье, 2007, Екатерина II, Суворов, Деволан

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня